top of page

Киргизы (самоназв.:
кыргыз) – основное население
Киргизии (4,6 млн чел., 2018).
Большие диаспоры киргизов
имеются в Узбекистане (274 тыс.
чел., 2017), КНР (232, 2016) ,
Таджикистане (74, 2016) , Казахстане (26, 2011) , Турции (6).
Общая численность в мире – ок.
5 млн чел.


В Российской Федерации,
по переписи 2010 г., насчитывается
103,4 тыс. киргизов. Территориями
преимущественного проживания
являются: г. Москва (18,7 тыс. чел.),
Красноярский край (8,4), Новосибирская (6,5) и Свердловская (6,3) области.
Говорят на киргизском языке
тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность до конца
1920-х гг.– на основе арабской
графики, с 1928 по 1940 гг.– на латинице, позже – на кириллице.
Верующие киргизы – мусульмане-сунниты.


ЭТНОГЕНЕЗ


Киргизский этнос складывался
на основе двух этнических массивов: центральноазиатско-южносибирского и среднеазиатского. Первый массив формировался за счет
енисейских кыргызов – одного

из древних тюркоязычных народов
Азии (первые упоминания в III в.
до н.э.), основной территорией обитания которого была Минусинская
котловина. В VI–VIII вв. енисейские
кыргызы входили в Тюркский
каганат, который пал под ударами
уйгурских племен.
В IX в. образуется Кыргызский каганат, который к X в. распространил
свое влияние от Иртыша на западе
до Маньчжурии на востоке, от района местоположения современного
Красноярска на севере до Восточного
Туркестана на юге. Часть енисейских
кыргызов, преследуя уйгуров,
проникает в Восточный Тянь-Шань,
где они составили впоследствии
основное ядро киргизского народа.
Среднеазиатский массив сформировали тюркоязычные племена, проживавшие в Притяньшанье, а также
пришедшие в этот регион из Средней
Азии и Казахстана под давлением
татаро-монголов. В дальнейшем
на этнические процессы повлияли
карлуки, монгольские племена,
а также часть племен казахского
и ногайского происхождения. В целом киргизская народность представляла на Тянь-Шане обособленную
общность, имевшую сложный
этнический состав. Ее формирование
в пределах современного обитания
завершилось в основном во втор.
пол. XVIII в.
С сер. XIX в. киргизы начали
переходить в русское подданство,
а в 1860–1870 гг. вошли в состав
России. В 1924 г. была образована
Кара-Киргизская АО в составе
РСФСР. В 1925 г. она переименована
в Киргизскую АО, преобразованную в 1926 г. в Киргизскую АССР,
а в 1936 г.– в Киргизскую ССР.
В 1991 г. была провозглашена
Республика Кыргызстан.


ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ


Традиционные занятия киргизов – кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Изначально предпочтение отдавалось
разведению лошадей, в меньшем
количестве – овец и верблюдов.
Затем на первое место вышло
овцеводство; все большее значение
стало приобретать разведение крупного рогатого скота, в т.ч. яков.
Подсобной отраслью было
земледелие, чаще – поливное.
Система орошения позволяла после
посева откочевывать на пастбища
и возвращаться к уборке урожая.
Охота, в т.ч. с помощью ловчих
птиц,– одно из древнейших занятий
киргизов.


Совесть, если формулировать обобщённо,
есть внутренний
стимул и внутренний
тормоз: что разрешается и что запрещено? Что прекрасно,
а что отвратительно? Если у тебя есть
совесть и ты убьёшь
человека, то потом
ты убьёшь себя. Если
у тебя нет совести,
то ты будешь спокойно спать. И так
во всех вопросах.


Чингиз Айтматов
 

Из домашних промыслов были
развиты изготовление шерстяных
тканей, выделка ковров и войлоков,
изготовление циновок, кожаной
посуды, тиснение по коже. Распространены кузнечное и ювелирное
ремесла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный
хрусталь, яшму, золото.
Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили
отпечаток на традиционную материальную культуру киргизов. Вплоть
до сер. XIX в. они жили кочевыми
общинами – аилами. Преобладающим типом жилища была юрта,
которая делилась на мужскую
и женскую половины. В качестве
летнего жилья юрта используется
и сегодня.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ


Народная киргизская одежда
разнообразна. В северных районах
Киргизии женский костюм включает
длинное широкое платье-рубаху со
стоячим воротником, безрукавку
и однобортный камзол до колен
со стоячим воротником. В южных
районах – платье без воротника,
с разрезом на груди, скрепленным
брошью. Костюм пожилой женщины
дополняют шальвары с широким

шагом. Женские национальные головные уборы (кеп-такыя, высокий
тюрбан элечек) носят в настоящее
время редко, исчезла из быта и распашная юбка – бельдемчи.
Мужской костюм представляет
собой туникообразную рубаху со
стоячим воротником или длинную
распашную рубаху с завязками,
тёмный камзол до колен и стёганый
чапан. Штаны общего среднеазиатского покроя с широким шагом.
Зимняя одежда – нагольные тулупы
и овчинные шубы, крытые темной
тканью. Обувь – мягкие сапоги
с калошами. В холодную погоду
мужчины носят шапки, отороченные
мехом (тебетей); летом – высокий
войлочный белый колпак с загнутыми вверх полями. Отсюда иносказательное самоназвание кыргызов
в эпосе «Манас» – «ак-калпак».
В настоящее время национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской
местности среди людей старшего
поколения.


НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ


Традиционная киргизская кухня
представлена в основном молочной
и мясной пищей. Молочные
блюда: кумыс, айран, курут (вид
творожного сыра, высушенного для
длительного хранения), топлёное
масло, кипяченые сливки (каймак)
и др. Мясные блюда: бишбармак,
мясные супы, пирожки (сумса)
и проч. Характерно также употребление конины.
Из муки, кроме традиционных
лепешек, готовят боорсок –
кусочки теста, жаренные в казане
на бараньем жире, и печенные
в золе хлебцы. Излюбленный
напиток – чай.


НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО


У киргизов сохраняется богатый
фольклор. Крупнейший героический
эпос – трилогия «Манас», эпосы
малых форм «Эр-Тёштюк», «Курманбек», «Кедейхан», «Джаныл Мирза»
и др., исполняемые сказителями –
манасчи. Как и у других тюркских
народов, популярны сказки, пословицы, обрядовые и лирические песни, легенды, народные анекдоты.
Богат танцевальный, песенный
и инструментальный музыкальный
фольклор. Наиболее популярен народный танец «Кийиз»,
передающий процесс изготовления
национального ковра.
Народные инструменты: кыл
кыяк (смычковый), деревянный
и железный комузы, чоор (пастушеская свирель), сурнай и керней
(духовые), добулбас (литавры).
Носители киргизской музыкальной
культуры – акыны, инструменталисты – комузчи, кыякчи.


ВЫДАЮЩИЕСЯ
КИРГИЗЫ


Среди крупнейших акынов
Кыргызстана – Токтогул Сатылганов,
Калык Акиев, Атай Огонбаев,
народных певцов – Муса Баетов,
народных инструменталистов –
Мураталы Куренкеев, Карамолдо
Орозов, народных композиторов –
Жумамадун Шералиев, Бектемир
Эгенчиев.
Всемирно популярны произведения писателя Чингиза Айтматова.
Широко известны: актер и художник
Суйменкул Чокморов, спортсмены
Кыныбек Осмоналиев (штанга),
Талант Дуйшебаев (гандбол).


ПРАЗДНИКИ


Киргизы отмечают национальные
праздники: Навруз (21 марта),
День Конституции (5 мая), День
независимости (31 августа), а также
мусульманские Орозоайт и Курман
айт (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам).


Особая любовь к лошадям предопределила национальные виды
спортивных соревнований. Это состязание кок бору («козлодрание»),
скачки на лошадях (байге) и борьба
всадников (эниш). Популярны
также национальные виды борьбы
(куреш и алыш).

 

КЫРГЫЗЫ/КИРГИЗЫ НА ЕНИСЕЕ


На территории нынешнего
Красноярского края енисейские
кыргызы жили, по различным
источникам, с III в. до н.э. Своя
государственность у них сложилась к IX в. Однако ко времени
проникновения на Енисей русских
землепроходцев кыргызы были уже
сравнительно небольшой группой,
имевшей, впрочем, несколько
десятков кыштымов – местных
народов-данников.
На протяжении всего XVII в.
кыргызы оказывали с переменным
успехом сопротивление проникновению русских на территорию Минусинской котловины. Сопротивление
неожиданно закончилось в 1703 г.,
когда джунгары «увели с собой
на юго-запад 3 тысячи дымов»,
т.е. семей кыргызов. Позднее
оставшаяся малочисленная часть
енисейских кыргызов вошла в состав хакасского народа.
В советское время упоминание
о киргизах на территории Красноярского края встречается в переписи
1939 г., которая зафиксировала
52 чел. В послевоенное время
киргизы оставались малочисленной
группой вплоть до 1980-х гг., когда
произошло резкое (восьмикратное)
увеличение их числа с 327 в 1979 г.
до 2547 чел. в 1989 г.
С распадом Советского
Союза и обретением Киргизией
государственной независимости
численность киргизского этноса
в России первоначально снизилась
на четверть (2002) , а затем возросла в 3 раза к 2010 г. В Красноярском
крае тенденция роста диаспоры
обозначилась раньше и более
интенсивнее, чем на федеральном
уровне. Если в 1989 г. киргизы
насчитывали в крае 2,6 тыс. чел.,
то к 2002 г. их число увеличилось
до 3,9 тыс. чел. (без учета проживавших в Республике Хакасия)
и до 8,4 тыс. чел. в 2010 г. Из них
40,2 % были гражданами Республики Кыргызстан, приехавшими
на заработки.
Практически все киргизское
население края (95,2 %) проживает
в городах, главным образом в г. Красноярске (71 %). Это обусловлено их
ориентацией на торгово-предпринимательскую деятельность.
Большинство киргизов (65,5 %)
владеют родным языком и 91,6 % –
русским языком. Это свидетельствует о высоком уровне этничности
и хороших адаптационных
возможностях. Половая структура
приближается к оптимальной –
на 100 мужчин приходится 93 женщины (для сравнения – 66 женщин
в 1989 г.). Почти 70 % киргизов –
люди трудоспособного возраста.
На долю молодежи до 16 лет приходится – 30,3 % (24 % в 2002 г.). Лиц старше трудоспособного возраста
практически нет (0,05 %).
Киргизы наряду с другими
народами Центральной Азии
составляют 2/3 всех трудовых
мигрантов Красноярского края.
В 2017 г. на миграционный учет
было поставлено 204,1 тыс. иностранных граждан, из них на долю
граждан Кыргызстана приходится – 24,7 тыс. чел. (12,7 %).
Присоединение Республики Кыргызстан к Таможенному союзу
в рамках ЕАЭС в 2011 г. позволило
ее гражданам трудиться в России
в облегченном порядке, что также
стимулировало рост численности
диаспоры в Красноярском крае.


НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ


В общественную жизнь региона
киргизы включаются с 2000 г., когда
был образован Красноярский киргизский национально-культурный
центр «Достук» (предс. Суйунбек
Уметов).
В 2005 г. киргизский центр был
реорганизован в Красноярскую
кыргызскую национально-культурную автономию (НКА). Ее председателем стала Назгуль Батаева. Она
входит в состав Общественной палаты национальностей Гражданской
ассамблеи края, а также различных
общественных и консультативных
советов при ведомствах и районных
администрациях г. Красноярска.
В 2016 г. в г. Норильске создается местная НКА кыргызов
«Энесей» (предс. Б. П. Мурзаева),
а в 2018 г.– кыргызская местная
НКА в г. Дудинке.
Красноярская автономия ведет
большую работу по сохранению
и развитию национальных традиций, культуры, межнациональных
отношений, налаживанию деловых
и культурных связей между Красноярским краем и Республикой
Кыргызстан. Диаспора регулярно
проводит для земляков такие
мероприятия, как День Республики
Кыргызстан, международные
соревнования по борьбе на кубок
«Манас», Дни киргизской культуры
в Красноярском крае, праздник урожая Оп майда. С недавних пор стали
проводить День народов Средней
Азии в Красноярске, фестиваль
«Мода, музыка, кино», турниры
по национальным видам борьбы,
конные состязания «Кок бору».
Киргизская автономия совместно
с другими НКО принимает участие
в проведении праздников Навруз,
Курбан-Байрам и Ураза-Байрам,
различных межнациональных
фестивалей и спортивных мероприятий, оказывает благотворительную
помощь детским домам, соотечественникам в исправительных
колониях региона.
Автономия имеет свое молодежное крыло, основу которого
составляют студенты, обучающиеся
в красноярских вузах. Молодежь
принимает участие в различных
межнациональных мероприятиях:
международном конкурсе красоты
и талантов «Азия – Сибирь»,
турнире по футболу «Кубок наций»,
летнем культурно-спортивном фестивале «Интерземлячество», межвузовском фестивале «Студенчество
без границ», городском фестивале
«Венок дружбы», играх брейн-ринг
и КВН, семинарах, тренингах и др.
Киргизские общественные
объединения наладили тесные
контакты с исторической родиной,
содействуют урегулированию
ситуации в сфере трудовой миграции. Начиная с 2002 г. проблема
правового положения иностранных
граждан неоднократно обсуждалась
на специальных совещаниях в краевой администрации с участием
дипломатов Республики Кыргызстан
и представителей местной диаспоры. Одним из практических итогов
стала организация в г. Красноярске
консульской структуры для работы
с гражданами Кыргызстана.
В 2012 г. автономия открывает
в г. Красноярске культурный центр,
а в 2017 г. на его базе силами НКА
народов Средней Азии создается
общественный центр по адаптации
и интеграции мигрантов. В этом центре помимо оказания юридической
и консультативной помощи, преподается русский язык, ведутся занятия
с детьми-инофонами. Для мигрантов
были выпущены двуязычные справочники, а для детей – разработаны
специальные уроки.
Автономией проводятся различные мероприятия, направленные
на поддержание этнокультурных
связей киргизов, мигранты привлекаются для участия в этнических
и межнациональных праздниках.
Большое внимание киргизские
НКА уделяют культурно-просветительской работе с местным
старожильческим населением
с целью формирования лояльного
отношения к приезжим.
Среди других форм взаимодействия автономии с исторической
родиной – участие во всемирных курултаях и конференциях
киргизов, форумах киргизских НКО
России, организация в Красноярске
избирательного пункта для граждан
Кыргызстана и др.
Динамика численности киргизов
в Российской Федерации и Красноярском крае (тыс. чел.)
1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
Российская
Федерация 6,3 4,7 9,1 15 42 32 103,4
Красноярский
край 0,05 - 0,11 0,33 2,6 3,9* 8,4**
* Без учета Республики Хакасия (626 чел.). **Без учета Республики Хакасия (1 875 чел.).

Киргизкая семья.jpg

Киргизкая семья. Красноярск, 2015

Госте.jpg

Гостей угощают баурсаками. 

bottom of page