СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Евреи (самоназв.: йегудим – иврит, йид или айид – идиш) – народ, основное население Израиля (6,1 млн. чел., 2014).
В мире насчитывается св. 13,8 млн. евреев. Живут в различных странах, в основном в США (ок. 6,8 млн чел.). Крупные диаспоры имеются во Франции, Великобритании, Украине, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Белоруссии.Численность в Российской Федерации 156,8 тыс. чел. (2010), в т. ч. в Москве (53,1 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (24,1), Московской (7,1 ), Свердловской (5,4 ) областях, Еврейской АО (1,6).
Имеются субэтнические группы: сефарды (потомки евреев из Испании и Португалии) и ашкенази (выходцы из Восточной Европы). Именно к последней группе относится подавляющее большинство российских евреев.
В качестве национальных используются два языка – иврит и идиш. Иврит или древнееврейский язык относится к семитской группе афро-азиатской семьи, на нем написан Ветхий Завет (Танах). На протяжении двух с половиной тысячелетий иврит пользуется слого алфавитным, т. н. квадратным еврейским письмом. С 1948 г. иврит является официальным языком государства Израиль. Идиш относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Он зародился в Германии в X–XII вв. и до сер. XX в. был широко распространен среди евреев Центральной и Восточной Европы. Идиш делится на 3 диалекта: северо-восточный, центральный и юго-восточный. Все они представлены в России.
Верующие евреи исповедуют иудаизм, который в настоящее время имеет четыре направления: ортодоксальное, реформаторское, консервативное и либеральное. Первые три направления представлены в Красноярском крае.
Этногенез
Древнееврейский этнос сформировался в течение II тыс. до н. э. на территории Палестины в результате интеграции семитоязычных кочевников‑скотоводов и местных земледельцев.В I тыс. до н. э. возникло несколько древнееврейских государств, а также произошло оформление монотеистической религии евреев. После римского завоевания Иудеи (I в. до н. э.) произошло расселение еврейского народа практически по всему миру.
В России еврейское население первоначально было малочисленно. Однако в конце XVIII в. после присоединения территории Польши численность еврейской диаспоры сразу увеличилась на 676 тыс. чел. В дальнейшем число российских подданных пополнили крымчаки и караимы Крыма, евреи Бессарабии, Грузии, Средней Азии и горных районов Кавказа. В результате к 1914 г. в Российской империи проживало более половины мировой численности евреев.
При самодержавии евреи были значительно ограничены во многих гражданских правах – им было запрещено проживать за пределами «черты оседлости», затруднено получение образования и мн. др. После Февральской революции 1917 г. все эти ограничения отменяются.
В первые два десятилетия советской власти были осуществлены большие преобразования в развитии культуры и традиций российских евреев - открывались национальные школы и театры, издавались газеты и книги. Была даже сделана попытка создать на Дальнем Востоке территориальную автономию «трудящихся-евреев» первоначально в форме Биробиджанского национального района (1930 г.), а затем – Еврейской автономной области (1930).
Вторая мировая война стала суровым испытанием для еврейского народа, потерявшего в результате Холокоста 6 млн человек. В рядах Красной Армии воевало с фашизмом 500 тыс. российских евреев, из них погибло 200 тыс. чел. Вся страна знала ратные подвиги генералов Л. З. Котляра и Я. Г. Крейзера, дважды Героев Советского Союза танкиста Д. А. Драгунского и летчика Я. В. Смушкевича, подводника И. И. Фисановича и десантника Ц. Л. Куникова.
В послевоенный период многие представители российских евреев, особенно интеллигенции, были репрессированы, усилились тенденции насильственной ассимиляции. Эти внутренние процессы вкупе с образованием и укреплением на Ближнем Востоке государства Израиль способствовали усилению национального самосознания еврейского сообщества и росту эмиграционных настроений в его среде. С 1967 по 1988 гг. из СССР выехали десятки тысяч евреев.
С развалом Советского Союза поток эмигрантов стал еще больше. В целом еврейская диаспора на территории современной России уменьшилась с 1970 по 2010 гг. в 4 раза.
В России принято выделять также этнолингвистические группы горских (762 чел., 2010), грузинских (78 чел.), среднеазиатских (32 чел.) евреев и крымчаков (90 чел.).
Еврейский писатель и драматург Шолом-Алейхем
Традиционные занятия, жилище одежда
В XIX в. большая часть евреев Восточной Европы жила в городах, часто замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), или в сельских местечках (штэтл). Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Жилище евреев практически не отличалось от домов соседствующих народов.
В условиях отсутствия земельных наделов основными занятиями евреев было ремесло (портняжное, сапожное и др.) и мелкая торговля. Значительная часть населения
занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Характерна высокая доля лиц свободной профессии.
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Традиционный ашкеназский мужской костюм включал в себя туникообразную рубаху, черные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), черную ермолку (кипу) и шляпу, отороченную мехом (штраймл). Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках (пейсы). В настоящее время шерстяные черно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талит, талес) используются главным образом священнослужителями и ортодоксальными евреями при богослужении.
Национальные праздники и традиции
Самыми святыми днями в еврейской религии считаются Йом Кипур (день искупления и поста) и шаббат (суббота). Особо выделяется Рош-а‑Шана (Новый год). Иудейская традиция запрещает всякую работу в эти дни и ограничивает ее для остальных праздников, упомянутых в Торе: Песаха (исход из Египта), Сукота (праздник урожая) и Шавуота (дарование Торы на горе Синай).
Среди других значимых праздников – Ханука и Пурим. Все праздники сопровождаются чтением соответствующих глав Торы, особой литургией и ритуалами. Обычай устанавливает также правила и блюда праздничной трапезы.
Еврейские праздники отмечаются по лунно-солнечному календарю, поэтому их даты по григорианскому календарю меняются из года в год. Современными праздниками Израиля являются День независимости государства, День катастрофы (Холокост) и 9 Мая (День Победы).
Национальная кухня
Характер еврейской пищи определяется местными традициями и религиозным табу (кашрут, кошерная пища): запрещается смешение молочных, рыбных и мясных продуктов; разрешается есть рыбу, покрытую чешуей, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, забитых специальным резником.
Основу пищи составляют мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клецки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда, в частности, фаршированная рыба (гефилте фиш), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты, форш-
маки. Разнообразна ритуальная пища: плетеные субботние булки (хала), пресные пасхальные хлебцы (маца), треугольные пирожки с маком (хоменташн) и др.
Две категории пищи могут рассматриваться как подлинно еврейские. Это маца (пресный хлеб к Песаху), и вино (виноградный сок), которое принято пить в шаббат или праздники. Другие памятные дни имеют свои собственные традиционные блюда. Так, яблоки с медом вкушают в Рош-а‑Шана с пожеланиями, чтобы весь новый год был сладким. Картофельные оладьи, латкес (аналог русских драников) или пончики готовят обязательно в Хануку.
Выдающиеся евреи
Из среды российских евреев вышло немало выдающихся деятелей мирового уровня. Это академики Л. Д. Ландау, И. И. Мечников, Л. В. Канторович, Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович; художники и скульпторы И. И. Левитан, М. З. Шагал, М. М. Антакольский; литераторы Шолом-Алейхем, И. А. Бродский, И. Э. Бабель, О. Э. Мандельштам, С. Я. Маршак, Б. Л. Пастернак, К. И. Чуковский; режиссеры и артисты С. М. Эйзенштейн, С. М. Михоэлс, Э. А. Быстрицкая, А. И. Райкин, Г. Н. Чухрай, М. М. Плисецкая; музыкальные деятели Ю. А. Башмет, А. Г. Рубинштейн, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Блантер, И. О. Дунаевский, Я. А. Френкель, семья Гнесиных; певцы Л. О. Утесов, М. Н. Бернес, И. Д. Кобзон; чемпионы мира по шахматам М. М. Ботвинник, Б. В. Спасский, М. Н. Таль и мн.др.
Евреи в Приенисейском крае
На территории Приенисейского края первые евреи появились в нач. XIX в. В Красноярске им отвели для поселения подножье Афонтовой горы, за пределами городской застройки. Называлось это место Еврейская слободка (Николаевка). В целом еврейская диаспора Сибири формировалась за счет ссыльных, земледельцев‑колонистов и их потомков, бывших кантонистов и солдат-рекрутов, купцов первой гильдии и ремесленников, специалистов с высшим образованием.
К сер. XIX в. евреи проживали уже во всех уездах Енисейской губ. и насчитывали 1,6 тыс. чел. в 1861 г. и 5,1 тыс. чел. в 1897 г. Характерной особенностью еврейского сообщества было преобладание мужской части населения (52 %) и очень высокий удельный вес горожан – 45 % против 11 % в среднем по губернии.
Основными занятиями евреев в Енисейской губ. стали ремесло и торговля. Они занимали видное
место в винокурении, снабжении приисковых районов, торговле сельскохозяйственными продуктами, в развитии мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.
Активные процессы проходили в сфере духовной и культурной жизни. Первые молельни (синагоги)
появились в Красноярске и Канске в 1820‑е гг., в последующие два десятилетия – в уездных центрах Ачинске и Енисейске. С конца XIX в. начинает складываться институт раввинов, а при синагогах открываются национальные школы. В 1907 г. в регионе работало 5 еврейских училищ.
Религиозные общины в губернском и уездных центрах создавали различные филантропические организации и благотворительные общества. Их деятельность расширяется с началом Первой мировой войны, когда в Енисейскую губ. хлынул поток беженцев и выселенных из фронтовой полосы.
В политической жизни Приенисейского края еврейское сообщество практически не уча-
ствовало. Однако по мере того, как в регион начали прибывать этапы политических ссыльных и каторжан, в местную еврейскую среду стали проникать идеи бундовцев, сионистов‑социалистов и движения «Поалей-Цион».
Диаспора в постсоветское время
Процесс возрождения еврейских общин Красноярского края начинается в период перестройки. В 1989 г. создается краевое общество еврейской культуры «Гаскала» («Просвещение»), основной задачей которого стало развитие еврейской культуры и образования. Председателем общества избирается художник О. И. Фирер. В дальнейшем общество возглавляли: 1990 г.– В. С. Лурье, 1992 г. – И. А. Кауфман, 1997 г. – В. М. Рудницкий. В 1998 г. общество преобразуется в краевую
еврейскую национально-культурную автономию (НКА) «Гаскала», председателем которой стал Н. С. Рашковский, с 2003 г. – В. Я. Сикорский, с 2012 г. – Д. М. Пидкус.
Автономия осуществляет целый ряд программ социально-благотворительного и культурно-просветительского характера. Эта деятельность получила мощный
импульс после открытия в 1999 г. первого за Уралом общинно-благотворительного центра «Хэсэд Эстер Красноярск», который просуществовал до 2018 г.
Социально незащищенным слоям населения НКА «Гаскала» оказывала гуманитарную, медицинскую и социальную поддержку. Особое внимание уделялось молодежи. В воскресной школе при автономии дети и подростки изучали еврейский и английский языки, культуру еврейского народа, занимались музыкой, живописью, танцами. В общине работали вокальная и танцевальная студии, программа для малоимущих молодых семей «Мазл-тов». Действуют различные клубные подразделения: по изучению истории и традиции, студенческий «Гилель», для молодых семей, компьютерный класс с Интернетом.
Красноярские евреи в Советский период
С установлением советской власти в Сибири культурная жизнь диаспоры развивалась противоречиво. С одной стороны, у молодежи появилась возможность получать высшее образование без всяких ограничений, в массовом количестве начала издаваться литература на идиш, стали открываться различные светские очаги культуры. С другой стороны, запрещаются все еврейские политические объединения, религиозные общины лишаются возможности заниматься благотворительностью и просветительством, иврит признается «буржуазным языком» и печатание на нем прекращается.
Начались гонения на все религии. Если в 1924 г. в Енисейской губ. функционировало 14 иудейских общин (в т. ч. 6 в Канском уезде), то к концу 1930‑х гг. все они были закрыты, молитвенные дома экспроприированы, а свитки Торы из Красноярской синагоги переданы в музей.
Численность еврейской диаспоры Красноярского края на протяжении многих лет оставалась стабильной на уровне 6,5 тыс. чел. Однако, начиная с 1960‑х гг., вследствие эмиграционных
настроений, количество евреев начинает неуклонно снижаться, особенно в трудные для страны
1990‑е гг. В результате за последние 50 лет количество евреев в Красноярском крае и Хакасии уменьшилось почти в 4,5 раза.
По переписи 2010 г. в еврейской диаспоре Красноярского края насчитывалось 1177 чел. Большинство из них (67 %) проживает в г. Красноярске, еще 17 % приходится на города Ачинск, Железногорск, Канск и Норильск. В целом степень урбанизации у еврейского сообщества одна из самых высоких в крае – 91 % (в среднем по региону75,5 %). Другой специфической особенностью является превалирование мужской части населения – 52 %, а также слабое знание национального языка (20 %).
В Красноярском крае имеются также представители грузинских, среднеазиатских и горских евреев, объединенных одной религией, но имеющих большие различия в культуре. Их родными языками являются соответственно грузинский, таджикский и татский. Суммарная численность данных групп незначительна: в 1979 г. 38 чел. (0,8 % всех евреев), в 1989 г. 62 чел. (1,8 %), в 2002 г. 43 чел. (все горские евреи; 2,3 %), в 2010 г. 30 чел. (18 грузинских и 12 среднеазиатских евреев; 2,5 %).
При НКА «Гаскала» имеются библиотека и музей истории еврейской общины. С 1999 по 2012 гг.
издавалась газета «Гаскала». Открыт общинный интернет-сайт. В галереях и на выставочных
площадках постоянно организуются выставки художников, фотографов, проводятся крупномасштабные фестивали еврейской книги, игрового и документального кино.
В г. Красноярске с 2003 г. Начал творческую деятельность клейзмерский ансамбль с участием солистки краевой филармонии О. Розенберг и композитора О. Проститова.
Для реализации столь обширных программ потребовался большой круг профессиональных работников и волонтеров. Их стали готовить с 1999 г. в Институте социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока (руководитель – проректор педуниверситета Я. М. Кофман). За последующее пятилетие через сто обучающих семинаров этого института прошло свыше 1,5 тыс. чел.
Начиная с 2000 г. стали проводить научно-практическую конференцию «История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока». В Красноярске были изданы более 25 сборников материалов данной конференции и научных монографий сибирских ученых.
В 2007 г. в Красноярске состоялись Дни еврейской культуры, в т. ч. первый Фестиваль еврейской
культуры детей и юношества Сибири и Дальнего Востока (рук. М. Мазуровская).
Вся эта многоплановая работа велась НКА «Гаскала» в условиях тесного сотрудничества с «Джойнт», Ассамблеей Всемирного еврейского конгресса, руководящими органами Ваада России, Федерацией еврейских НКА России, посольством Израиля в Москве, Израильским культурным центром в Новосибирске.
Еврейская НКА «Гаскала» стала неотъемлемой частью межнационального сообщества Красноярского края. Автономия входит в состав Палаты национальностей Гражданской Ассамблеи
региона, участвует в различных праздничных мероприятиях других национальных сообществ, краевых и городских фестивалях.
В 2008 г. была зарегистрирована региональная общественная организация «Красноярский еврейский общинный дом», а в 2015 г. – региональная еврейская общественная организация правовой, экономической и социальной взаимопомощи «Гешер Эзра».
В 1990‑е гг. происходит всплеск духовной жизни диаспоры. В 1991 г. зарегистрировано Красноярское еврейское религиозное объединение (КЕРО). Под руководством В. С. Лурье община добилась выделения небольшого здания под синагогу, установила тесные связи с российскими и зарубежными религиозными структурами.
При последующих председателях КЕРО (с 1995 г. Я. Бриль, с 2000 г. Ю. С. Лившиц) религиозная жизнь общины заметно активизировалась. В Красноярск приехал раввин Беньямин Вагнер, в 2007 г. Было построено новое многофункциональное здание Еврейского центра с синагогой, к нему пристроена миква. Летом 2017 г. Торжественно открывается большой детский образовательный центр «Ве Авта».
В помещениях всего этого комплекса проводятся не только религиозные праздники, но и развернута обширная культурно-просветительская и социальная деятельность, работает детский сад, библиотека, учебные классы, спортивные и танцевальные залы, столовая, проводятся экскурсии для всех желающих.
В 2005 г. еврейская община Красноярска добилась передачи синагоге, из запасников музея Минусинска, старинных свитков Торы XIX в.
К 2006 г. в крае функционировало 8 иудейских общин по трем деноминациям (4 ФЕОР, 2 КЕРООР и 2 современного иудаизма); к 2018 г. их число сократилось до 4 в городах Красноярск, Ачинск и Норильск.
Видные люди Красноярского края
Большая часть евреев Красноярского края занята в промышленности, науке, культуре, образовании и здравоохранении. Многие из них оставили заметный след в истории региона.
Центральные улицы старинных городов украшают каменные и деревянные дома, владельцами
которых были представители еврейского сообщества. Многие из них сегодня отнесены к категории
памятников архитектуры.
В Красноярске больница № 20 носит имя И. С. Берзона, который работал там главным врачом. Имя народного артиста СССР М. С. Годенко присвоено знаменитому Красноярскому государственному ансамблю танца Сибири, а также одному из теплоходов Енисейского речного пароходства.
Помимо упомянутых лиц в книгу «Почетные граждане города Красноярска» занесены заслуженные
строители России В. И. Боровик и Ф. С. Мордухович. За ратные подвиги против фашизма звания Героя Советского Союза были удостоены Е. С. Белинский, И. А. Борисевич. Семья Сапожниковых из г. Ачинска дала краю двух героев. Председатель колхоза Самуил Сапожников получил это звание за трудовые достижения, а его сын Абрам – за ратные подвиги в годы войны.
В числе известных красноярцев: академик РАН, биофизик И. И. Гительзон, ученый-физиолог
А. Т. Пшоник, кардиохирург А. М. Дыхно, художественный руководитель Красноярской
филармонии А. Е. Шварцбург, главный режиссер драмтеатров Норильска и Красноярска Е. Л. Гельфанд, писатель и фольклорист А. В. Гуревич, художники А. П. Левитин, Я. С. Еселевич, И. А. Фирер, профессор А. М. Гендин, международные гроссмейстеры Лев Псахис и Елена Ахмыловская.