СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Хакасы (самоназв.: хакастар, тадар, хоорай.) – коренной народ Восточной Сибири Российской Федерации (72,9 тыс. чел. – 2010), основное население Республики Хакасия (63,6 тыс.). Живут также в сопредельных с Хакасией Красноярском крае (4,1 тыс.) и Республике Тыва (0,9 тыс.). Небольшие группы хакасов проживают в Томской, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях.
Устаревшие названия – абаканские татары, минусинские татары.
Хакасы разделяются на четыре субъэтнические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Ранее выделяли еще бельтиров (пелтир), которые к настоящему времени полностью ассимилировались.
Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Письменность на основе русской графики.
Хакасы являются потомками древнего населения Минусинской котловины, где последовательно сменилось множество археологических культур: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская. Считается, что тюркский язык появился здесь примерно с 3 в. до н.э. В дальнейшем тюркская составляющая только усиливалась.
Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы. В 9 в. они создали на среднем Енисее свое государство Кыргызский каганат, которое пало в нач. 13 в. под ударами татаро-монгол. В конце 14 в. племенные группы Минусинской котловины при главенстве кыргызской знати создают единую этнополитическую государственность Хонгорай (в рус. источниках – «Киргизская земля»), которое объединяло 4 княжества – улуса. В последующие столетия в рамках этих улусов происходила тюркизация различных племен-данников (кыштымов), говоривших на самодийских и кетских (енисейских) языках, и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Эти процессы ускоряются после увода джунгарами из Хакасии 15 тыс. кыргызов в 1703 г. и вхождения территории Хонгорая в состав России.
В 20 в. процесс формирования хакасского народа в целом завершается. С 1920-х гг. этноним хакасы утверждается в официальных документах. А названия субэтнических групп постепенно выходят из сферы употребления, бытуя на уровне национального самосознания. В наст. вр. процесс консолидации хакасского этноса идет по линии ликвидации группового этнического самосознания (то есть подразделений – качинцев, сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для всех хакасов, с другой.
До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и инородческие управы. В 1923 г. был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 г. – национальный округ, с 1930 г. – АО в составе Западно-Сибирского (с 1934 г. – Красноярского) края. В 1991 г. Хакасская АО преобразуется в республику и становится самостоятельным субъектом РФ.
Традиционное занятие хакасов – полукочевое скотоводство. Они содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место занимала охота (гл. обр. у кызыльцев) в тайге, Саянских горах. Земледелие (ячмень, в меньшей степени - просо и пшеница) было известно и до прихода русских. А с нач. 20 в. оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Из промыслов были развиты кузнечное дело, выделка кож, катание войлоков, ткачество.
В 20 в. в Хакасии бурно развивалась промышленность, многие хакасы освоили нетрадиционные занятия, появились рабочие, интеллигенция.
Традиционным жилищем у скотоводов была круглая юрта (иб), крытая берестой летом и войлоком зимой. Начиная с сер. 19 в. с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей. С рубежа 19–20 вв. стала распространяться русская срубная изба. Традиционное поселение хакасов – аал, представляло собой 10–15 юрт и несколько хозяйственных построек, поставленных без особой системы. В наст. вр. поселки имеют уличную систему и не отличаются от русских сел и деревень.
У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу 20 в. они широко использовали покупные ткани. Мужчины носили широкие рубахи навыпуск, подпоясанные кушаком, женщины – такого же покроя, но длинные, до пят платья (повседневные - из хлопчатобумажных тканей, праздничные – из шелка). Задний подол платья был длиннее переднего. Использовали яркую цветовую гамму за исключением желтого. Детали платья украшались растительным орнаментом. Подпоясывали платья только вдовы. Распашные халаты (мужские и женские) шились из сукна (повседневные), из плиса или шелка (праздничные). Зимние овчинные шубы украшались вышитыми растительными орнаментами на спине. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки заплетали волосы во множество косичек, замужние женщины – в две косы.
На голове женщины носили платок, повязанный особым образом – со складкой на лбу. Бытовали меховые (мужские и женские) шапки нескольких видов. Из украшений особенно известно пого – нагрудное украшение в форме полумесяца с закругленными краями и вышитым бисером и перламутровыми пуговицами орнаментом, а также накосные украшения-подвески из кораллов.
В начале 20 в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Все здоровье народа – от айрана (хакасская поговорка)
Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Готовили супы (крупяные, ячменные) и различные бульоны с мясом. Одним из любимых блюд была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком является айран, который готовили из специально закисленного коровьего молока. Из айрана же гнали молочную водку (айран арагазы). Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. Из дикоросов потреблялись луковицы сараны, кандыка, кедровые орехи, дикий лук, ягоды и др. Лакомством считались большие пельмени с ореховой начинкой.
Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10–15 тыс. поэтических строк, исполняется сказителями-хайджи низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о природе, духах и т.д. Хайджи пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей.
Популярны у хакасов лирические песни, сказки, сказания, пословицы, загадки и т.д. Лирические и сатирические песни – тахпахи - исполняются как импровизации в соревнованиях певцов-тахпахчи. Национальные виды музыкальных инструментов – чатхан, варган, хомыс, пыргы и др.
Из декоративно-прикадного искусства у хакасов были развиты резьба по дереву, вышивка цветными нитками, изготовление украшений из коралла, серебра и т.д.
Часть верующих хакасов – православные, разные группы хакасов были крещены в 18-19 вв. Однако сохранились и традиционные верования (шаманизм). Главная функция шаманов – лечение людей и проведение общественных молений. Молились небу, горам, воде, священному дереву – березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. У хакасов существовало почитание различных духов – покровителей семьи и рода, домашних животных. На сегодня в Хакасии насчитывается около 200 культовых мест, где приносились жертвоприношения.
Традиционные верования хакасов отразились и на похоронной обрядности. В прошлом хоронили в земле, младенцев – в дуплах, для шаманов устраивали воздушное захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле устраивали срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали огонь, жертвовали ему пищу.
Основные праздники хакасов были связаны с годовым хозяйственным циклом. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты – праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочевки на летник устраивали Тун Пайрам – праздник первого айрана. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, национальная борьба. В 19 в. хакасы стали отмечать православные праздничные даты.
В 1980-е гг. в Хакасии было возобновлено празднование Тун пайрама, который быстро становится популярным и проводится в масштабах селений (в т.ч. на юге Красноярского края), районов и Республики Хакасия. В 1991 г. появился новый праздник – Ада-хоорай, основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков.
В 20 в. была создана хакасская письменность, литературный язык, который преподается в школах. До революции существовало всего 10 инородческих школ с русским языком обучения. В наст. вр. на хакасском языке ведутся теле- и радиовещание, издаются газеты, литературный альманах «Ах-Тасхыл», художественная и учебная литература.
В 1944 г. был основан Хакасский НИИ языка, литературы и истории. В 1990-е гг. в Институте Саяно-Алтайской тюркологии была создана кафедра хакасского языка.
С большим успехом гастролируют по России хакасский фольклорный ансамбль «Ульгер», национальная детская эстрадно-фольклорная студия «Часханат», известные мастера горлового пения. Хакасский национальный театр регулярно получает престижные награды на российских и зарубежных фестивалях. Национальный театр малых форм «Читиген» является постоянным участником международных фестивалей тюркских народов.
К выдающимся людям хакасского народа относят ученого-тюрколога с мировым именем Н.Ф. Катанова, историка, профессора МГУ Л.Р. Кызласова, писателя, автора первого хакасского романа Н.Г. Доможакова, поэта М.Е. Кильчичакова. Огромный вклад в развитие культуры и искусства внесли художник В.Бутанаев, композитор Г.Челбораков, музыканты и артисты К.Сунчугашева, В.Чаптыков и Е.Кыштымов, мастер горлового пения Е.Улугбашев, народный сказитель С.П. Кадышев, писатель П.Т.Штыгашев, историк, профессор Я.И.Сунчугашев. Чемпионов мира и Европы подготовили заслуженные тренеры М.Боргояков, В.Чарков, А.Карамчаков. Чтут на родине Героя Советского Союза М.И. Чебодаева, авторов первых хакасских учебников К.С. Тодышев и Т.Н. Балтыжаков.
В 1926 г. в Хакасском округе проживало 88,9 тыс. чел., из них половина (44,2 тыс.) была представлена хакасами. В округе насчитывалось 677 населенных пунктов, в т.ч. 421 хакасский улус. Многие из них имели многовековую историю. Два улуса возникли еще в 15 в., еще 2 – в 16 в., 22 – в 17 в., 58 – в 18 в. В дальнейшем сплошная коллективизация, борьба с неперспективными деревнями и усиление урбанизационных процессов привели к многократному сокращению числа национальных селений.
Хакасы, так же как и другие коренные этносы Сибири, до последнего времени сохраняли достаточно высокий уровень рождаемости и естественного прироста. За последние 75 лет их численность выросла в 1.7 раза, что в прочем несколько уступало динамике роста якутов, бурят и тувинцев. Компактность проживания на исторической территории у хакасов оставалась высокой. К 1989 г. 80% хакасов проживало в автономии, а к 2002 г. этот показатель вырос до 86% за счет возращения мигрантов. В 2010 г. – до 87,5%.
Это явление затронуло и Красноярский край, где численность хакасов за межпереписной период (1989 – 2002) уменьшилась за счет оттока почти на треть с 6466 чел. до 4489 чел. С 2002 по 2010 гг. численность хакасов уменьшилась примерно на 700 чел. – до 4102 чел. По компактности проживания в крае выделяются г. Красноярск (1728 чел.) и южные, сопредельные с Хакасией территории: Ужурский район (230 чел.), г. Минусинск с одноименным районом (249 чел.) и г. Шарыпово с районом (140 чел.). Именно здесь имеются селения (д. Камышта Ужурского района и д. Сартачуль Шарыповского района), в которых хакасы являются коренным, а не пришлым населением. В целом же для хакасов Красноярского края характерен достаточно высокий уровень урбанизации – 72,9%.
Миграционный отток кардинально повлиял на половозрастную структуру хакасов Красноярья. Если в 1989 г. было явное преобладание мужчин (53,4%), то 2002 г. их удельный вес уменьшился до 44,3%, а в 2010 г. – до 43,5% – один из самых низких показателей в регионе. За этот же период существенно снизилась доля молодежи (в возрасте до 16 лет) с 17,0 до 13,4% в 2002 г. и до 10% в 2010 г., а удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, напротив, вырос с 7,7 до 12,3% в 2002 г. и до 16,1% в 2010 г. Владение родным языком составило 28%.
В 1990 г. в Красноярске было создано хакасское общественное объединение, преобразованное в 1996 г. в Хакасский национально-культурный центр (НКЦ) под председательством В.В. Тюкпеева. Одной из главных задач хакасского НКЦ стало поддержание тесных связей с исторической родиной. Неслучайно поэтому центр принял самое деятельное участие в проведении в 1999 г. Дней хакасской культуры в Красноярском крае. В 2000 г. хакасский НКЦ был перерегистрирован в качестве местной национально-культурной автономии «Алтын Сыын» (Золотой марал). Ее председателем избирается врач-терапевт С.М. Иванова. В настоящее время руководит НКА Таштандинов Василий Борисович
В ноябре 2001 года очередной день рождения Хакасской НКА был отмечен большой праздничной программой, в которой приняли участие артисты Хакасской филармонии (мастера горлового пения и игры на чатхане), детский фольклорный коллектив «Часханат». Были подготовлены выставки мастеров декоративно-прикладного искусства и народного костюма.
Самодеятельные артисты хакасской автономии активно участвуют в краевом фестивале «Сроднила нас Сибирь» и в Дне города Красноярска. Традиционными стали выставки проживающего в Красноярске хакасского художника Евгения Толмашева. Больших достижений в спорте добились красноярские борцы вольного стиля засл. мастер спорта С.З.Карамчаков и
Председатель НКА «Алтын Сыын» является членом Палаты национальностей Гражданской Ассамблеи Красноярского края. Паралельно развивается движение хакасской молодежи. Так, в совет национальных молодежных объединений края входит Красноярская ассоциация студентов и аспирантов Республики Хакасия (предс. Аяс Тюндешев).
Хакасские студенты активно участвуют в традиционном спортивно-культурном мероприятии национальной молодежи «Интерземлячество», турнире по футболу «Кубок наций», конкурсе красоты и элегантности «Мисс Азия-Сибирь» и др.
Ежегодно автономия проводит различные национальные праздники и мероприятия. В конце марта – начале апреля традиционно отмечают Чыл Пазы (Новый год), в середине мая – Тун Пайрам (праздник первого Айрана), а в ноябре – День культуры Хакасии. И это далеко не полный перечень мероприятий, проводимых автономией.
Хакасская народная мудрость
Где вода — там жизнь.
Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека - по работе.
Силой правду не перебьешь.