СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Сибирь как достойная Родина
Эксперт – Юрий Николаевич Москвич
профессор,
кандидат физико-математических наук
— КАКИЕ СМЫСЛЫ СКРЫВАЮТСЯ ДЛЯ ВАС ЗА СЛОВОМ «СИБИРЬ»?
— Вопрос о смыслах весьма загадочен, как, впрочем, и само понятие Сибирь. Что означает слово «смысл», до сих пор многим, в том числе и мне, не вполне ясно. С одной стороны, оно, бесспорно, относится к тем таинственным понятиям, которые считаются как бы общеизвестными. С другой стороны, оно до сих пор не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Иногда, даже молчаливо допускается, что понятие «смысл» принадлежит к тем общим категориям, которые не подлежат определению и должны восприниматься как некоторая данность, разгадывать которую интересно, завлекательно и порой даже неожиданно полезно. Именно так я и воспринимаю поставленный выше вопрос.
Представляется, что в этой ситуации разумно воспользоваться определением этого слова, данным в энциклопедическом словаре (1): «Смысл – это идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо». Из всего перечисленного ряда определений для меня на первый план выходят главные в понятии «смысл» -"содержание",«ценность» чего-либо, в данном случае Сибири, как территории, как«бескрайнего пространства» азиатского континента. Моё восприятие удивительным образом совпадает с филологическим пониманием слова «смысл», в соответствии с которым «Смысл – это внутреннее содержание, значение, постигаемое разумом» (2). Поэтому именно таким образом я буду говорить дальше о Сибири.
Для меня и заметного числа поколений моих предков Сибирь – это просто место, где живут мои близкие и дальние родственники, друзья, хорошие знакомые, территория, на которой нужно обустраивать свою жизнь и быть счастливым. Поэтому название этой территории для меня не имеет никакого сакрального значения. Значимо совсем иное — ментальность и культура живущих в Сибири людей. Они мне понятны, близки и часто помогают мне быть успешным вне Сибири, в Москве, в Европе, Америке и Азии. Патриотизм — это, прежде всего, уважение и любовь к культуре окружающих людей, их традициям, умению жить вместе, быть успешным, ценить природу и достойных людей рядом. В этом смысле я большой патриот своей огромной «малой Родины» — Сибири. Здесь я чувствую себя уверенным, нужным и полезным для многих людей. Культурный и гражданский климат Сибири мне комфортен и уютен. Таково мое понимание смысла возвышенного понятия «Сибирь».
Хорошо известны позиции наших известных историков В. О. Ключевского, Н. М. Карамзина о том, что душу русскую сформировала природа. Можно продолжить их мысль и вслед за ними повторить, что душу русского жителя Сибири, сибиряка, сформировала природа, совсем иная, чем природа коренной европейской России. К сожалению, до сих пор нет историка масштаба Ключевского, который бы написал увлекательную историю Сибири и описал бы в ней историю формирования сибирского субэтноса русского народа с его многими необычными и часто привлекательными для других чертами и особенностями. То, что особый характер населения Сибири, созданный особым её ландшафтом, существует, споров об этом нет. В настоящее время важно другое: насколько полезны эти особенности для экономического развития? Насколько они в новом, глобализирующемся мире могут позволить людям Сибири преодолеть барьеры традиционного геополитического подхода о том, что жители «срединной земли» (Heartland), удаленные от портов и океанов, обречены всегда на геополитический проигрыш из-за больших транспортных издержек. Как говорится в известной пословице «За морем телушка полушка, да рубль перевоз!». Новейшая геополитика (геофилософия) (3) утверждает: да, это возможно. Она исходит из того, что в новом меняющемся мире доминирует сила духа, воли, творчества над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения новых культурных базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. Эти человеческие качества определяют также и поведение отдельных регионов внутри страны, находящихся в конкурентной ситуации с другими регионами за человеческий капитал, за социальное и культурное качество своего населения. Геополитика воли– новейшее открытие. Она является порождением глобализации 3.0, глобализации «плоской Земли» (4), в которой всё больше людей начинают жить на расстоянии «одного клика» в Интернете. Исторический и географический ландшафт Сибири, с моей точки зрения, сделали свое дело, они уже отточили характер заметной части её населения, сделали многих её жителей волевыми, настойчивыми, можно даже сказать очень упрямыми в достижении своей цели. Недаром старожилы Сибири продолжают гордо называть себя «чалдонами», т.е. упрямцами, как говорит одна из версий происхождения этого слова и семейная традиция моей чалдонской семьи. В принципе, эти качества, наряду с традиционной для жителей северных территорий мира высокой изобретательностью, креативностью открывают большие шансы жителям Сибири в новом глобальном мире.
По-видимому, это произойдет в ближайшие 20-30 лет. Будет ли население Сибири частью формирующегося нового «умного мира», станет ли оно основой интеллектуального аутсорсинга России или все эти качества позволят сформировать успешные процветающие за счет человеческого капитала креативные города (5) — остается, пока, неясным. Однако,несомненно, что все эти сценарии развития Сибири возможны и могут стать реальностью в ближайшее поколение.Мне кажется, миф о богатствах Сибири, как о богатствах природных ресурсов должен в ближайшее время претерпеть серьёзные изменения. Будущее богатство Сибири - это её активные, волевые, жадные до образования, настроенные на успех в новом мире люди. Пора начинать любоваться не только красотой природы Сибири, большим богатством её недр, но и её успешными людьми. На протяжении нескольких столетий люди Сибири несколько раз помогали России преодолевать экономические и военные невзгоды. Это происходит и сейчас: «экономика сибирской нефтяной и газовой трубы» дает стране очередную передышку и, в принципе, дает возможность стране подготовиться к будущей конкурентной «умной экономике», заметное место в которой могут и должны занять люди Сибири. Именно они смогут обустроить Сибирь для новой, более комфортной жизни, которая и станет главным содержанием нового брэнда Сибири, привлекательным для новых волн умных, волевых, креативных, работящих переселенцев. Смысл Сибири состоит именно в этом.
- КАКОВЫ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИБИРИ?
— Векторы развития Сибири будут разными, потому что Сибирь по своим богатствам очень разнообразна. И в этом большой шанс для достойного будущего её населения. В Сибири можно продолжать разумно добывать, обрабатывать и продавать всем желающим природные ресурсы. В Сибири можно более мудро и более профессионально и эффективно использовать плодородные земли для производства зерна для страны и мира. Сибирь может развивать лесную отрасль и разные виды переработки леса. И самое главное, может более полно найти свое применение в новом меняющемся мире её главный ресурс: человеческий, социальный и культурный капитал её населения, высокая степень предприимчивости, работоспособности заметной части населения. По разным причинам Сибирь «обречена» быть одним из центров инновационного развития России.
Главным вопросом новой повестки дня для населения Сибири является вопрос об общественном согласии на многовекторность развития Сибири. Многие десятилетия индустриального развития породили особые технократические стереотипы мышления и поведения, структуры власти, в основном, состоят из людей успешной индустриальной
эпохи, «голландская болезнь», порождаемая экономикой «одной нефтяной трубы», охватила многие регионы Сибири. Самое страшное зло этой болезни – ориентация на малочисленное, «вахтовое» население. Очевидно, что нужен иной подход, иная версия будущего. Экономический кризис последних лет резко меняет картину мира, ослабляет технократические позиции и порождает новую надежду на иное, более достойное будущее всех живущих в Сибири.
Для них наступают новые времена, времена поиска и нахождения нового социального, культурного и экономического будущего. Современный мир часто сравнивают с глобальной деревней, напоминающей мне моё родное село на северо-востоке Красноярского края. В нем было несколько улиц, состоявших из красивых, обустроенных домов работящих,
успешных семей, и были улочки из покосивших ся от старости домиков, где жили очень бедные люди, вдовы погибших воинов, едва сводившие концы с концами и т.д. Так, мы, сейчас, где в этой деревне? В какой части этого глобального села находится население Сибири? На окраине, в центре, на обочине или на улице быстро растущих новостроек?
Очевидно, что новое время требует новой картины мира, нового видения мира видения своего ближайшего и далекого будущего. Нужна настоящая культурная революция нашего сознания, для того чтобы осознали происходящее, для того чтобы мы не заблудились во времени. Очень хочется, чтобы мы обустроились в растущей глобальной деревне, чтобы в ней была особая сибирская улочка, которую бы знали, привечали и любили жители соседних улиц, улочек и переулков. Эта цель должна стать в ближайшее время доминирующим вектором нашего развития.
- КАКИЕ СИЛЫ В НАСТОЯЩЕМ ОПРЕДЕЛЯЮТ БУДУЩЕЕ?
— Если честно сказать, то я не вижу никаких сил, которые думают о желаемом будущем Сибири. Нет общественных сил, которые могли бы организовать дискуссии на эту тему, систему творчества молодых, энергичных студентов, аспирантов, которые бы воодушевляли молодых людей, студентов, аспирантов на поиск новых сценариев достижения желаемого будущего. Университеты Сибири пока заняты своими делами. Политики думают о методах перераспределения природной ренты в пользу своих регионов и стоящих за ними экономических, но не социальных групп. Я не вижу желания людей, уютно сидящих в локомотивах индустриального развития, сменить привычный для них вид транспорта.
Россия в целом и Сибирь в частности вначале должны излечиться от голландской болезни, а уже потом искать пути выздоровления. Политические структуры в регионах России заняты тушением экономических и социальных пожаров. У них пока хватает ресурсов на скромную жизнь. Время от времени у них появляются надежды на то, что их финансовые ресурсы могут возрасти, если удастся договориться с федеральным центром, у которого голова кругом идёт от своих проблем. В таком ресурсном регионе, как Сибирь, в широком смысле до сих пор нет Фонда будущих поколений, из которого деньги тратились бы на созидание желаемого будущего. Политическое устройство Сибири уже давно не соответствует новым вызовам.
Модернизация политического федеративного устройства становится крайне востребованной, точно так же как и возвращение к прямым выборам губернаторов населением, в большей степени настроенных на обустройство своих территорий и на обсуждение самых необычных сценариев их развития.
Определение новых целей развития становится крайне необходимым. Многовариантность развития Сибири становится очень востребованной и необходимой. Реализовать новую стратегию могут только активные волевые люди, имеющие свободу действий и доступ к ресурсам страны, края и района. С моей точки зрения, таких людей в Сибири предостаточно.
— СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СИБИРЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ?
— Конечно же, нет. В этом её, может быть, и сила, но в этом и её слабость. Есть просто землячество, есть несколько очень
важных культурных особенностей, которые радуют меня в моем родном городе и в других городах Сибири. Новая общность может сформироваться только в будущем. Характерная особенность любой общности - это наличие целей общего дела. Назовите мне это общее дело. Пока его нет. И в этом смысле население Сибири мне напоминает торт «Наполеон» с большим числом слоев. Некоторые из них очень изобильно помазаны маслом, а другие очень тонки и худосочны. Часть населения живет так, как она и не мечтала жить 20-30 лет назад, часть продолжает жить по-прежнему бедно без веры и надежды на достойную жизнь в скором будущем. И самое главное, целей нового общего дела на несколько поколений вперед до сих пор не появилось. Во многом это связано с общероссийской ситуацией, а также со сформировавшимся в последние десятилетия типом гражданского климата регионов Сибири, который в состоянии как поощрять, так неспособствовать развитию социальной, деловой и творческой активности.
По данным недавнего исследования (6), гражданский климат населения Сибири отличается от гражданского климата других регионов России.
Страница наших партнеров:
Как видно из рис.1., в настоящее время в Сибири доминируют два типа кластеров гражданского климата: обывательски-партикулярный (6 из 15 регионов России) и обывательски-депривированный (3 из 13 регионов). Кластеризация проводилась по трем осям: «ответственность», «солидарность» и «социальная активность». «Качество» гражданского климата определялось по нескольким мировоззренческим укладам, определяемым пропорцией респондентов с гражданским, патерналистским, обывательским, партикулярным и депривированным мировоззрением.
1. Гражданский тип мировоззрения определялся как доминирование солидарности, так и лояльности властям; социальная ответственность; социальная активность и альтруизм.
2. Патерналистский тип — доминирование идеологии солидарности и лояльности властям; отсутствие социальной ответственности; очень слабая выраженность социальной активности и альтруизма.
3. Обывательский тип — отсутствие идеологии солидарности и лояльности властям;отсутствие идеологии социальной ответ-
ственности; доминирование социальной активности и альтруизма.
4. Партикулярный (индивидуалистский) тип — отсутствие идеологии солидарности и лояльности властям; доминирование личной ответственности; доминирование социальной активности.
5. Депривированный тип — отсутствие и солидарности, и лояльности властям, отсутствие социальной ответственности, отсутствие и социальной активности, и альтруизма.
Из рис. 1. и 2. видно, что в обоих кластерах Сибири наименьшее число патерналистски настроенных людей (11-16%), очень высок уровень личной ответственности, отчетливо доминирует социальная активность (25-18%), достаточно высок уровень как солидарности, так и лояльности властям, социальной ответственности активности и альтруизма(5-8%). Во всех регионах Сибири велик уровень доминирования социальной активности и альтруизма (35-38%) и в шести регионах –заметно доминирование личной и социальной ответственности (20%). Красноярский край, Новосибирская и Омская область не входят в число этих регионов. В них каждый четвертый житель депривирован. Тем не менее, в целом, количество людей в Сибири, готовых к совместной ответственной деятельности довольно велико (53-20%), что, по многим оценкам, достаточно для инновационного развития. Следует особо отметить, что лидер инновационного развития России – Томская область, входит в группу регионов, имеющих очень высокий суммарный показатель позитивного гражданского климата (52%). Поскольку инновационное развитие реализуется преимущественно в больших городах, то необходимо детальное исследование показателей качества гражданского климата во всех крупных городах Сибири. Так, по данным проведенных нами исследований (7), гражданский климат населения города Красноярска существенно в позитивную сторону отличается от гражданского климата населения Красноярского края. Несомненно, что появление в Сибири новых идей общего дела, общего успеха может привести к заметному улучшению гражданского климата, что, в свою очередь, будет способствовать повышению деловой, социальной и гражданской активности населения. И такой идеей, с моей точки зрения, может стать идея обустройства Сибири, превращения её в развитую конкурентоспособную часть нового глобального мира.
Исторические события часто незаметны. Они обычно возникают на фоне большого числа важных текущих событий и поэтому их не так легко заметить и по-настоящему оценить их последствия. Таким событием, с моей точки зрения, для жителей Красноярского края является недавнее решение губернатора Красноярского края Л.В. Кузнецова. 24 ноября он подписал указ об утверждении «Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020». С этого дня, можно считать, начинается новая судьба края. Не совсем понятное еще для многих латинское слово «инновация», или «деятельность в направлении нового» (таков буквальный перевод на русский язык этого мудреного латинского слова) на многие десятилетия может стать символом новой надежды и знаком больших перемен. Создание и массовое производство полезных востребованных новшеств с высокой добавленной стоимостью может и должно согласно новой Стратегии рано или поздно принести большие доходы в краевой бюджет и повысить качество жизни жителей края. Экономический курс радикально меняется. Новая «умная» экономика края стучит в двери большого числа «работников знания», «работников умственного труда»: творцов и организаторов, ученых, и инженеров, экономистов и маркетологов, дизайнеров и психологов, социологов и математиков и многих, многих других. Пространство для их творчества и реализации приоткрывается. Необходимость «формирования культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности» переходит из области высокой теории в практическую плоскость. Красноярск с небольшой задержкой присоединяется к идущим немного впереди городам Томску, Новосибирску и Бийску. Возникает своеобразное Сибирское инновационное Четырехградье как реальная основа будущей «умной Сибири», как пространство для новой проверки на жизнеспособность и конкурентную прочность жителей Сибири. Экономический климат Сибири становится резко глобальным.
— КАКИЕ СУБЪЕКТЫ СПОСОБНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭффЕКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРИ?
— В современной научной лексике люди, творящие историю, называются не субъектами, а акторами (actors), действующими лицами. Действующими лицами в прежней и в новой истории всегда являлись и являются малые, творческие, активные группы. Там, где они есть – будет развитие. Там, где их нет, и появление их не предвидится – то нет. Об этом сейчас идет много споров, есть разные видения кто и как способствует развитию.
Для меня принципиально важны приведенные выше идеи известного французского философа Эмманюеля Мунье (8), провозгласившего на рубеже 50-х годов ХХ века, что «Всё позитивное, что делается в мире, делается малыми, творческими, активными группами». Социология и статистика также подтверждают верность этого высказывания.
Оказывается, что количество успешных творческих людей, создающих концепции, идеи, новые товары и продукты, изобретения и открытия в каждой стране невелико – не больше 1,5-2% . Но именно они являются моторами развития, именно они рискуют, предлагают свои новые идеи, открытия и изобретения, предлагают и творят новое. И общество постепенно привыкает к тому, что то, что предлагается небольшими группами людей, «творящей историю», по выражению Ричарда Флориды (9), полезно и необходимо. Флорида в своем исследовании отметил, что Россия по количеству творческих людей занимает второе место в мире. Проблема состоит в том, что такие группы творцов могут быть не востребованы. Часто они просто не включаются в общее движение к некоему новому будущему, желанному и комфортному. Очевидно, что будущее Сибири ещё много-много лет будет определяться различными группами творческих людей, поскольку мы, все жители Сибири, обречены жить и работать одновременно в параллельных мирах разных видов экономик: и модернизированной индустриальной, и возникающей инновационной, и творческой, и экономики впечатлений и экономики больших событий. Люди индивидуального поведенческого культурного стереотипа, конечно же, будут востребованы индустриальными видами экономики, люди, способные успешно работать в синергетических командах, найдут свое место в различных видах «новой экономики». Важно только научиться жить и работать разнообразно.
Здесь нужно особо сказать еще об одной особо важной в наше время группе людей, которая должна присутствовать рядом с творцами нового, которая должна дополнять их и продвигать их идеи в жизнь. Это — организаторы. Их по-разному называют, путаница по-прежнему велика. Раньше было все понятно: купец – это купец, и его максимальная прибыль не превышала 10-20%. Промышленник– это промышленник, владелец завода, мануфактуры, его прибыль была около 25%. Предприниматель – это предприниматель «антрепренёр», он предпринимает, делает новое, его прибыль может и должна быть гораздо больше 25%. Инновационные менеджеры, которые у нас сейчас появляются, – это антрепренёры «а’ля Дягилев», это продюсеры, это вдохновители, организаторы и локомотивы создания нового. Их полезность, предназначение, талант – это умение создавать и поддерживать творческую среду созидания нового, в которой все охотно и дерзко работают на одну общую цель – создание и продвижение на рынок новых полезных продуктов (инноваций).
Существует ли в городах Сибири историческая память об этих успешных группах людей Сибири, которые приносили ей славу и почет? Наблюдения и результаты проведенных мною исследований говорят, что да, память живет и поощряет многих людей к действиям. Но, с моей точки зрения, важна не только историческая память о прошлых традициях и образцах подражания. В глобальном мире освоение полезного опыта и нахождение образцов для подражания происходит в очень близком многим молодым людям пространстве, в пространстве «одного Интернет-клика». Освоение ценностей нового мира происходит в нем само собой и в этом смысле по городам Сибири уже сейчас ходит много людей будущего, с усвоенными ценностями нового мира и новыми жизненными установками (10). Именно они становятся важнейшими действующими лицами новой истории Сибири. Именно им предстоит обустраивать для себя и новых поколений жизнь, именно им предстоит встречать и использовать в свою пользу прилет нежданных «Черных лебедей» (11) неожиданного. Мне кажется, что пессимистические картины мира не для этих новых поколений сибиряков.
1
Советский энциклопедический словарь, 1980
2
Словарь русского языка, 1987
3
Дергачев В. А. Геополитика, 2004.
4
Фридман, Томас Л. Плоский мир.: М.:АСТ, 2006, стр. 601.
5
Лэндри, Чарльз. Креативный город. Издательство Классика-
XXI. 2006.
6
Диагностика «гражданского климата». ЭКСПЕРТНЫЙ КАНАЛ
“ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА”, 29 мая 2010 г., http://www.opec.
ru/1248966.html
7
Москвич Ю.Н, Викторук Е.Н. Ценности инновационной
деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей
Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность. Гума-
нитарные науки. Журнал Сибирского федерального универ-
ситета, №4 (Приложение), с.116, 2011.
8 Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.
9
Флорида, Ричард. «Креативный класс: люди, которые
меняют будущее». М.: Классика-XXI, 2005. (Richard Florida,
“The Rise of The Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life”).
10
Москвич Ю.Н. Человек новой реальности как ответ на
вызовы времени. Гуманитарные науки. Журнал Сибирского федерального университета, №4 (Приложение), с.3, 2011.
11
Талеб, Нассим Николас. Черный лебедь. Под знаком не
предсказуемости. Издательство: КоЛибри, 2009, с. 528.